Data Science кейс-клуб: Николай Трошнев, МТС

7 марта 2017 состоялось вторая встреча Data Science кейс клуба. Рассказывал Николай Трошнев, начальник отдела управления данными департамента стратегического маркетинга МТС. Я составил краткий конспект выступления.

МТС собирает горы данных обо всяком, включая, но не ограничиваясь, данные о транзакциях и перемещениях абонентов,  данные с собственной ритейл-сети и других компаний группы, финансовые данные собственного банка, ERP, CRM, маркетинг, трафик интернета и телевизора, данные из партнерских приложений и рекламной сети.

В индустрии, в отличии от Kaggle, главный буст дает не работа над алгоритмом, а обогащение используемых данных — увеличение объемов выборок или пространства признаков. Data Governance уделяется большое внимание, за данными аккуратно следят, над ними установлен строгий контроль доступа — очень ревностно относятся к privacy и чтят федеральные законы.

Процессы в R&D выстроены в соответствии с методологией CRISP-DM, классификация бизнес процессов и источников данных по TMForum (eTOM и SID соответственно), академичненько. Вообще, учитывая стиль работы крупных корпораций, DS это больше про процессы, чем про результаты. Главная задача — встроиться в действующий бизнес-процесс, а для этого нужно убедить бизнес-овнеров соответствующей функции в полезности продукта. Иногда овнер приходит сам, и тогда все чуточку проще.

Для набора инициатив ребятки провели внутренний конкурс на всю компанию. По итогам этого конкурса была проведена дополнительная работа по синтезу более реализуемых инициатив. Задачи приоритезировали из расчета бизнес-инициативы, возможной оптимизации расходов или роста доходов. Эмпирически, наибольшая оптимизация расходов возможна в том процессе/рынке, где давно не проводилось аналитической оптимизации, а наибольший рост доходов возможен в уже растущих нишах.

Другие телекомы делают примерно то же самое. Примеры кейсов — геоаналитика, оптимизация ритейл-сети, банковский скоринг, антифрод, антиспам, автострахование, мониторинг транспорта, управление оттоком, микросегментация, оптимизация мобильной сети.

За кадром осталось несколько инсайтов. Размер R&D команды — порядка 45 человек, но при этом саентологов только пятеро. В планах нанять еще 7 за год. Николай работает в МТС 9 лет, и когда только начинали эту бигдату, time-to-market был больше года, а за 2016 год было 4 внедрения в продакшен.