Ха-Джун Чанг «Как устроена экономика»

Недавно мне в руки попалась книга Ха-Джуна Чанга (Чхана) «Как устроена экономика». Это ориентированная на широкие массы книга, которая пытается донести мысль, что экономика довольно проста для понимания, с одной стороны, и что на нее не существует единственно верной точки зрения, с другой.

Автор напирает на то, что в экономике как гуманитарной науке не может быть объективных законов, как в физике или химии, что экономика сильно замешана с политикой и ввиду своей сложности и не может быть рассмотрена в рамках одной целостной теории. Последний тезис направлен на подрыв позиций главенствующей неоклассической экономической школы, которая, хотя и подкупает своей математической строгостью, опирается на нереалистичные предположения.

Я имею дерзость считать, что немного понимаю в экономике. Еще бы, ведь я заканчивал ВШЭ… Мне казалось, что та микроэкономика и экономика предприятия, которую нам преподавали в школе и ВУЗе, имеет крайне мало общего с реальностью. Я считал эту тему важной и, чтобы закрыть свое непонимание, я проходил спецкурсы по макроэкономике, теории игр и финансовому моделированию, читал книги про биржу и экономику предприятия и даже залезал в первоисточники типа Смита, Маркса и Кейнса. Все это были какие-то однобокие противоречивые взгляды на проблему, которые оставляли больше вопросов, чем ответов…

Книга «Как устроена экономика» закрывает брешь между враждующими школами и описывает область деятельности экономики и доступные подходы с разных точек зрения. Каждая глава заканчивается числами из реальной жизни, чтобы у читателя остались не только абстрактные знания, но и понимание реальной сути вещей.

В первой главе автор объясняет, чем именно занимается экономика, а также приводит основные понятия, которыми она оперирует. Определение экономики как науки об экономической деятельности, в противовес иногда звучащему мнению «наука обо всем», заслуживает отдельного внимания.

Вторая и третья главы описывает историю мировой экономики  и науки, ее изучающей. Описывается, как менялись действующие лица, ключевые темы и границы рынков, каковы были темпы роста экономики с начала времен и до наших дней, какие технологии и политические тренды оказывали наибольшее влияние. Отдельно смакуется роль свободной торговли и либерализации в экономике на протяжении истории.

Четвертая глава описывает существующие экономические школы, их историческую и смысловую взаимосвязь. Упражнение по сравнению их друг с другом интересно само по себе, плюс является отличной отправной точкой для дальнейшего их изучения. Автор затрагивает следующие школы: классическую, неоклассическую школы, марксистскую, австрийскую школу, шумпетерскую, кейнсианскую, институциональную, бихевиористскую. Отдельно автор выделяет направление «девелопменталистской традиции», к которому сам относится. В качестве бонуса есть сравнительная таблица разных школ.

Пятая глава описывает действующие лица экономики — индивидуумов, корпорации, акционеров, профсоюзы, правительства и международные организации. После автор еще раз возвращается к индивидуумам и рассматривает их с точки зрения разных школ, показывая, какие это сложные зверюшки.

Шестая глава посвящена численным измерениям экономики. Рассматриваются понятия валового продукта, дохода и счастья, их возможные определения, эффекты от них и способы измерения. Любой человек, знакомый с прикладной статистикой, понимает, что тут все не так однозначно…

Седьмая глава посвящена производству и экономическому развитию. В неоклассической школе производство рассматривается как некий черный ящик, а меж тем, производство является определяющим фактором роста. Рассказывается про роль технологий, организации и инфраструктуры в развитии производства и экономики. Заканчивается глава рассуждениями про доли сельского хозяйства, промышленности и услуг и связанными с этим процессами индустриализации и переходу к постиндустриальной экономике.

В восьмой главе речь идет про финансовую систему, банки, фондовые рынки и производные финансовые инструменты. Половина главы посвящено финансовым кризисам, анализу причин и возможных способах их побороть.

Глава 9 рассказывает про имущественное неравенство, бедность, разницу доходов и накоплений между индивидуумами внутри одной страны и между странами. В этой главе большой раздел про реальные числа, он знакомит читателя с положением дел на этом паршивом глобусе. Автор рассматривает причины бедности, социальные лифты и взгляд на проблему со стороны свободного рынка.

Глава 10 посвящена работе, рабочему времени, выбору работы. Там же рассматриваются влияние работы на личность, условия труда,  автоматизация рабочих мест, продуктивность труда. Много про безработицу и неполную занятость, это перекликается с тем, что я читал у Кейнса.

Главы 11 и 12 посвящены роли правительств и международной торговли. Эти темы обильно замешаны с политикой, борьбой за ресурсы, открытию и защите рынков, роли общества в экономике. Рассказывается про несостоятельность рынка и причины неэффективности госрегулирования. Увы, решения всех проблем не приводится. Упоминаются две интересные формулы, которые я раньше не слышал или не обращал внимания — «один доллар — один голос» и «один человек — один голос».

В итоге — интереснейшая книга, всем интересующимся экономикой — рекомендую. Фундаментальных знаний немного, но плюрализма и отправных точек для изучения новых аспектов хватит каждому.