За один день «проглотил» новую книгу Владимира Моженкова «Ген директора». Книга маленькая, читается легко и на одном дыхании, она больше не про бизнес-правила, а про истории из жизни. Тем не менее, сквозь каждую из этих историй просвечивает конкретный управленческий принцип, а художественное повествование наглядно показывает, почему этот принцип хорош и что случается, если его нарушить.
Отдельно хочу заметить, что принципы эти часто не привязаны к бизнесу, а носят общечеловеческий характер. В этом плане книга сильно перекликается с «Привычками» Кови.
Историй успеха не бывает. Успех суть череда уклонений от провалов, и изучение этих провалов куда полезнее и убережет нас от «ошибки выжившего».
Если у тебя нет стратегии — значит, у тебя нет бизнеса. У человека и у бизнеса должна быть долгосрочная сочная суперцель.
Ваша улыбка стоит миллионы. Директор должен лично заниматься рабочими вопросами, регулярно присутствовать в офисе и живо общаться с сотрудниками — это влияет на мораль в коллективе.
Посади правильных людей в свой автобус. Для успешного развития важно поставить правильных людей на правильные места и следить за тем, чтобы люди срабатывались.
Или мир, или война. В режиме агрессивного напряжения можно выжать из сотрудников больше, но только на коротком сроке. В долгосрочной перспективе равномерная благоприятная атмосфера принесет больше пользы. Жесткое отношение к сотрудникам провоцирует жесткое отношение внутри компании, а это ухудшает общую производительность.
Клиент не всегда прав. Требования клиента не должны входить в противоречие с внутренними принципами компании. Не за каждым клиентом нужно гнаться, есть нецелевые клиенты. Иногда целью маркетинга является на потенциальный клиент, а кто-то из его окружения.
Держи друзей близко, а врагов еще ближе. Здоровую конкуренцию в голубом океане можно превратить в дружбу за совместное расширение рынка. У конкурентов надо учиться. Проиграть схватку можно, только если ты сам сделаешь фатальную ошибку.
Планируй или умри. Планирование полезно само по себе, даже если реальность меняет планы. Регулярная сверка с планом изменяет акценты в сознании. План можно спустить до каждого сотрудника.
Анализируй и оцифровывай. Нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Нужно всегда иметь под рукой аналитику и опираться на цифры при принятии решений.
Выращивай в себе самурая. Несогласие менеджера с собственником должно быть открытым. Либо собственник меняет решение, либо менеджер соглашается, либо менеджер уходит.
Либо ежик, либо колобок. Работа «в белую» требует больших расходов, но долгосрочно окупается ввиду отсутствия проблем с полулегальной частью.
Ни одна цель не бывает последней. После того, как очередная цель взята, надо придумывать следующую цель и двигаться к ней.
Отупеешь — я тебя выгоню. Директор должен стимулировать внутренний рост сотрудников. Собственные примеры, чтение, скоординированные обучающие курсы.
Прощать людей не только вредно, но и полезно. В моменты взятия новой планки человек часто делает ошибки. Нельзя наказывать человека за тенденцию к росту.
Ищи подвигантов. Нужно находить наиболее мотивированных и лучших сотрудников, искать их сильные стороны, обеспечивать им «зеленый свет» и подтягивать остальных на уровень лучших.
Принимай решения. Нельзя задерживаться с принятием решений, особенно в тяжелых ситуациях. Решения нужно объяснять сотрудникам, прозрачность решений позитивно сказывается на моральном климате.
Думай о конце. Главное в жизни — время и репутация. Расход времени нужно балансировать между ценными вещами, нельзя зацикливаться на работе или деньгах. Наша репутация может пережить нас, но над ней нужно работать.